Мессианский еврейский манифест, автор Давид Стерн

ГЛАВА I
СУДЬБА

А. Высокое призвание от Бога

Целью еврейского народа является прославление, благодарение, исповедание, повиновение и свидетельствование о живом Боге. По словам Исайи, еврейский народ должен быть светом для народов (Исайя 49:6). Но еврейский народ никогда не станет таким светом для народов, если не будет отражать сияние Того, Кто стал светом мира (Йоханан [Иоанн] 8:12).

Цель Божьей Мессианской Общины (которую христиане называют Церковью) — прославлять, благодарить, исповедовать, повиноваться и свидетельствовать о живом Боге, по словам Йешуа — научить все народы (т.е. сделать все народы учениками, Матитьягу [Матфей] 28:18-20), чтобы через него были привлечены все те, кто был отчужден от израильского общества (Ефесянам 2:11-22) Однако Церковь никогда не привлечет к Израилю других, если сама не будет переживать и выражать заинтересованность в судьбе еврейского народа; а конфликт Церковь — Синагога никогда не готовил её к этому.

Центральная тема данной книги состоит в том, что без мессианского иудаизма — иудаизма, принимающего Йешуа (Иисуса) как Мессию, — ни еврейскому народу, ни Церкви не удастся достичь своей истинной и великой цели.

Эта идея не нова. По сути, ей две тысячи лет; но на протяжении столетий ее социальное проявление пребывало в латентной форме. Однако в течение последних двадцати лет уникальное сочетание социальных, исторических, политических, теологических и духовных факторов вдохнуло новую жизнь в мессианское еврейское движение, и оно начало привлекать внимание многих людей. Я уверен, что мессианская еврейская община станет основным средством преодоления самого серьёзного в истории раскола — раскола между христианами и евреями — помогая тем и другим исполнить своё призвание от Бога.

Предыдущие два абзаца — не просто помпезные слова, как может показаться. Ведь из шести миллиардов людей, населяющих мир, почти миллиард называют себя христианами. Истории христианства две тысячи лет; история пятнадцати миллионов евреев насчитывает четыре тысячи лет. Возможно, сто тысяч мессианских евреев, стремящихся создать своё движение практически из ничего, станут ключом, при помощи которого будут уничтожены все противоречия, разногласия, различия, ненависть, насилие, неправильное понимание и отказ найти общий язык, — всё то, что омрачало отношения между двумя разобщёнными ветвями одного народа Божьего. Это возможно, и это произойдёт.

Почему? Потому что Сам Бог осуществит это. Так говорит Господь в Писании, которое состоит из еврейской Библии и Нового Завета. Бог посредством Нового Договора, данного от Йешуа, еврейского Мессии, дому Израиля и дому Иуды, напишет Тору в еврейских сердцах. Церковь подчинится своему наказу провозглашать Евангелие всему миру. Наступит полнота язычников. И весь Израиль обретёт спасение (Иеремия 31:30-34; Матитьягу 28:18-20, 24:14; Римлянам 11:25-26).

Итак, судьба мессианских евреев — отражать в своей жизни тот факт, что они одновременно являются на сто процентов мессианскими верующими и на сто процентов евреями, отказываясь от «или-или», чего требуют многие христиане и евреи. Мессианские верующие самим своим существованием и самовыражением должны приносить примирение (См. главу III, раздел Ж о еврейско-христианских отношениях, особенно раздел Ж-8).

В конечном счете, центром мессианского иудаизма будет Израиль, земля, обещанная Богом еврейскому народу. Мессианский иудаизм обеспечит среду для развития истинного иудаизма и истинного христианства, а также поддержит и иудаизм, и христианство в достижении их законных целей. Он будет средством донесения благой вести до еврейского народа в целом.

Однако этот триумф мессианского иудаизма, который станет победой для каждого, а не только для мессианских евреев, будет зависеть не от нашей мощи или многочисленности, ибо мы наименьший из всех народов. С одной стороны, это свершится благодаря тому, что мессианский иудаизм истинен и несёт идеи, чьё время, наконец, пришло, предлагает радикальное решение проблемы, которое столь естественно; а с другой стороны, не стоит забывать, что с Богом возможно всё.

Помимо попытки ускорить наступление этой всеобщей победы цель данной книги также в том, чтобы:

1) укрепить и углубить личное посвящение каждого человека Богу и Его Мессии,

2) пролить свет на самоопределение мессианских верующих, поставить перед ними задачи, направленные на построение мессианской еврейской общины,

3) предъявить еврейскому народу аспекты Евангелия по-еврейски, дать наставления в упущенных аспектах проповеди Евангелия евреям,

4) довести до сознания людей тот факт, что вера Нового Завета имеет еврейские корни, а также способствовать терпимости по отношению к еврейской мессианской общине и поощрению ее развития со стороны христиан-неевреев, немессианских евреев и всего остального мира.

Б. План книги

1. Кому она адресована?

Когда я сказал раввину синагоги, в которой вырос, что стал мессианским евреем, он ответил мне, что я пытаюсь сесть между двумя стульями - на пустое место! В какой-то мере эта книга является ответом этому человеку, однако она не адресована в первую очередь ему или немессианским евреям в целом. Она также не рассчитана, если не брать в расчет «Приложение», на христианскую аудиторию, которая в большинстве своём высказывает сомнения по поводу мессианского иудаизма. Однако всем им, а равно и неверующим неевреям, можно рекомендовать прочесть эту книгу наряду с мессианскими евреями, для которых она должна стать призывом к объединению и действию.



2. Предварительный обзор

Однако мы еще даже не определили, что такое мессианский иудаизм, и не доказали его права на существование; это будет сделано в главе II. В главе III мы исследуем историю: еврейскую, христианскую, мессианскую — и философию самой истории, чтобы показать, почему мессианский иудаизм будет играть, должен играть и играет центральную роль, отведённую ему.

Следующие две главы имеют отношение к теологии. Глава 4 посвящена предварительному обзору и нескольким существенным проблемам, к которым должен обратиться мессианский иудаизм, а глава 5, самая длинная в книге, рассматривает ключевую нерешённую проблему между иудаизмом и христианством — роль Торы («Закона») и то, как она соотносится с Новым Договором (Заветом).

Глава 6 посвящена вопросу святости, которая лежит в основе любого мессианского еврейского учения и любой программы. В главе VII, после обзора той ситуации, в которой мессианский иудаизм находится сегодня, я в общих чертах намечаю пункты программы нашего движения. И в конце, в Приложении I, я прошу христиан-неевреев сделать всё, что в их силах, чтобы помочь восстановить еврейские корни Евангелия.

В. Вызов

Мессианское еврейское движение набирает силу, но время идёт. Многие из тех, кто стоял у его истоков, отошли в мир иной, не увидев исполнения своей цели, а ещё больше людей соединятся с Господом, не увидев спасения всего Израиля, и того дня, когда Церковь осознает, что значит быть привитой к еврейскому корню, и станет действовать соответственно. Но те, кто видят свою цель, получат удовлетворение уже от осознания того, что они участвовали в процессе, который, с точки зрения Бога, является самым важным исцелением в истории мира. Вперёд! Несомненно, быть мессианским евреем — самое захватывающее проявление еврейства!

Чтобы христиане из неевреев не подумали, что я наделяю мессианских евреев более высоким статусом в Царстве Божьем по сравнению с ними, позвольте мне сказать в самом начале, что все последователи Йешуа равны между собой. Их спасение одинаково, оно зависит только от Божьей благодати, которая проявилась в том, что Он предоставил нам искупление через нашего Мессию. Если какие-либо слова в этой книге покажутся подразумевающими обратное, их следует понимать в свете этого утверждения. Мы увидим, что христиане многое могут сделать, чтобы ускорить развитие мессианского еврейского движения, и мы поощряем это и желаем такой помощи от наших высоко ценимых братьев в Мессии.

Тем не менее, мессианский иудаизм зависит, прежде всего, от евреев, так как мессианский еврей — это еврей, верующий в Йешуа. Следовательно, средством развития и укрепления движения мессианского иудаизма является всё большее число евреев, приходящих к мессианской вере. Но чтобы это произошло, мессианский иудаизм должен серьёзно относиться к тому, что понимают под еврейством немессианский иудаизм и организованная еврейская община.

Наконец, тем читателям, которые не относятся ни к евреям, ни к христианам, я предлагаю принять истину, о которой говорится здесь, и посвятить свою жизнь Богу Авраама, Исаака и Иакова через Мессию Йешуа — (Иисуса Христа).

Г. Манифест

Что такое манифест? Это слово происходит от латинского manifestus, составленного из manus («рука») и - festus, которое в свою очередь происходит от более древнего корня fen- («удар») Manifestus означает «ощутимый», «ясный», «явный», «видимый», «очевидный» Удар руки делает чье-либо присутствие (буквально) ощутимым — ясным, очевидным, явным.

Вот определение слова «манифест», которое предлагает третий международный словарь Вебстера: «Публичная декларация намерений, мотивов или взглядов, публичное утверждение политики или мнения».

Я назвал эту книгу манифестом, так как провозглашаю в ней идеологию и программу, которые, как я надеюсь, будут охотно восприняты, легко поняты, ясны, явны и очевидны, в них не будет ничего скрытого, умалчиваемого или неясного. Но это манифест особого рода. Самым известным в мире документом, облачённым в подобную литературную форму, является «Коммунистический манифест» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Без него просто невозможно представить себе историю двадцатого века. Самым известным еврейским манифестом является «Еврейское государство» Теодора Герцля, в котором австрийский журналист высказывает свой вариант «решения еврейского вопроса» через восстановление еврейской государственности.

Однако эти люди не пытались подтвердить свои идеи Словом Божьим, а именно этого я требую от себя. Следовательно, данный манифест содержит не только идеологию и программу, но также теологию. Я хочу объединить людей под знамёнами идеи, но только в рамках Богом данной истины.

Вы можете полюбопытствовать, кто дал мне право писать книгу с таким названием, как «Мессианский еврейский манифест». Ответ таков: никто. Ни один институт или группа не уполномочивали меня быть их представителем или оратором. Я могу сказать только следующее: я еврей, я мессианский еврей, я имею некоторую христианскую, еврейскую и академическую подготовку, я размышлял над этим вопросом и на протяжении многих лет я желал написать эту книгу.

Так как у меня нет никакой постоянной группы поддержки даже среди мессианских евреев, я очень тщательно подбирал название для своей книги Messianic Jewish Manifesto, без определённого артикля «the», ибо «the» подразумевает некую официальность. Кроме того, поскольку я сам писал эту книгу, я часто использую первое лицо единственного числа («Я думаю »), в то время как другие авторы могли бы избрать иные обороты речи («Хорошо известно, что…», «Как мы видим…»), чтобы избежать видимости авторитетного мнения.

Я также не претендую на оригинальность. Многие из фактов и идей, изложенных мною, можно найти в книге Дэниэла Джастера «Еврейские корни» по праву считающейся «первой всеобъемлющей теологией мессианского иудаизма», а также в трудах Джона Фишера, Арнольда Фрухтенбаума, Джейкоба Джокца и других.

Если я и сделал что-то оригинальное, то только потому, что писал с целью побудить читателей к действиям, направленным на достижение целей нашего движения. Но оригинальность для меня гораздо менее важна, чем привнесение некой систематизации в текущее обсуждение.

Д. Отзвуки

В 1848 году Маркс и Энгельс начали свой потрясший мир манифест со слов «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» Сегодня другой «призрак» «бродит» по христианскому миру и еврейскому сообществу — призрак мессианского иудаизма. Многие христианские церкви и течения оскорблены теми, кто пытается привести еврейский народ к познанию еврейского Мессии и истины Нового Завета. Другие христиане ошибочно думают, что мессианские евреи отстаивают доктрины, не имеющие ничего общего с Писанием, или занимаются «иудействованием», желая обособить себя от других членов Тела Мессии.

С другой стороны, еврейская община, отвергающая Йешуа, которая некогда могла игнорировать, избегать или осуждать обратившихся в христианство евреев, теперь должна серьёзно относиться к предполагаемому обману и ощутимой угрозе, исходящим со стороны таких мессианских евреев.

Итак, мессианский иудаизм получает всё большее признание как социальная, идеологическая и теологическая сила, с которой следует считаться. Следовательно, пришло время показать различной публике христианам-неевреям, традиционным и светским евреям, мессианским евреям и «остальному миру» (неверующим язычникам) — что в действительности представляет собой мессианский иудаизм и к чему он стремится, чтобы устранить те жуткие образы, которыми нынче наводнён «рынок мнений».

Тем не менее, перефразируя Герцля, от самих мессианских евреев целиком и полностью зависит то, будет ли теолого-идеологическая программа, изложенная в этой книге, мотивировать кого-либо к действиям.

Если нынешнее поколение слишком непонятливо, чтобы ухватиться за эту идею и начать действовать, на смену ему придет следующее, которое осознает её значение. Мессианские евреи, которые попытаются воплотить идею в жизнь, побуждая евреев к приобретению спасения и исполняя «великое поручение» Церкви, по праву получат в награду вечный венец славы.

Слова, избранные Герцлем и позаимствованные мною, нуждаются в теологическом пояснении. Вечный венец славы является спасением, которое приходит не в результате заслуг, а лишь по Божьему милосердию благодати (хесед). Это награда, обещанная верующим в Новом Завете за добрые дела (Ефесянам 2:8-10, 1 Коринфянам 3:8-15, 1 Кефы 5:4)


далее...